Мода в средневековой Испании

В средние века общество, нравы и, конечно мода испанского двора вышли в Европе на передний план. Это произошло за счет прекрасно развивающейся экономики страны. В XVI веке мода Испании шла своим путем и никогда не отказывалась от местных элементов, хотя, конечно, на нее оказывали влияние как немецкая и итальянская мода, так и мода бургундского двора.

Все эти элементы новая мода восприняла и продолжила. Например, слегка закрепленные лифы и широкие расклешенные юбки хоть и пришли в Испанию из-за границы, но приобрели свое своеобразие.

Если сравнить моду Испании с гармоничной модой итальянского Ренессанса, которая «уважала» тело человека, можно сказать, что мода в Испании попала под сильное влияние геометрических форм, которые деформировали линии человеческого тела и искусственно изменяли их.

Между отдельными частями одежды соотношения не были уравновешены. Например, одежда мужчин стилизовалась под конус. Основание этого конуса было размещено на уровне бедер, к плечам конус становился уже. На ноги надевались чулки. Создавалось впечатление, что конус как бы «надет» на них. Плетеные чулки впервые упоминаются в 1547 году. Первая машина для вязания чулок была сконструирована Уильямом Ли в 1589 году.

Итальянская одежда эпохи Ренессанса отличалась своей естественностью. В Испании же сложился свой идеал фигуры человека, в духе маньеризма. Наверно ни в одну эпоху не было стольких украшений, дорогих и броских, при помощи которых стремились подчеркнуть красоту человека.

Костюм того времени можно представить как сокровищницу, ларец с драгоценностями или сундук. Одежду шили из темной парчи и дорогого бархата, расшивали серебряными и золотыми нитями, унизывали жемчугом и драгоценными камнями, дополняли поясами, золотыми цепочками и кружевами. Кружева в то время были редкостью и стоили очень дорого.

Итальянская мода стремилась подчеркнуть пластичность тела. Мода Испании, наоборот, стремится заменить естественные формы искусственными. Мужские куртки подбиваются набивным материалом (так называемое «гусиное брюхо»). При конструировании женских нарядов используется большое количество пластинок и корсеты.

В итальянской моде мужская одежда коренным образом отличается от одежды женщин. В Испании же это различие в некоторых частях одежды полностью стерто, в других же подчеркиваются только натуралистические детали.

На женщину надеты расклешенные укрепленные юбки, которые называли райфрок и вертугадо. Она практически теряется в них. Юбки поддерживались при помощи металлических обручей, ткань на них натягивали как на барабан. В такой одежде женщина была похожа не неприступную крепость. На одежде не был ни одной складки. Можно сказать, что платья создавались «утюгом и проволокой».

Такой фасон одежды связывался с временем правления Филиппа Испанского. Вся атмосфера при его дворе и церемонии сильно походили на церковные обряды. Но это только одно объяснение, так сказать, исторически – культурное. Особую моду тех времен можно объяснить и по-другому.

В Испании маньеризм был развит слабо. Исключение составил только Эль Греко. Маньеризм выражался только в деталях и общей стилизации моды. Например, лиф у платья вполне соответствовал юбке райфрок, имеющей форму конуса. Он имеет форму треугольника. У лифа ровная линия плеч и выступ, выполненный в виде острия и спускающийся на юбку.

У платьев делали сильно зауженную талию. На лиф платья надевали нагрудные крестики, которые украшали драгоценными камнями. Это символизировало богатство и веру. Горожане победнее носили крестики из дерена и кости, они были разного цвета – позолоченные, черные, красные.

Крестики изготавливались из самого разнообразного материала. Например, в Чехию привозили стеклянные крестики. Их делали из дорогих кораллов, рубинов, агата и сердолика. Самые же ценные изготавливались из бриллиантов, оправленных золотом, жемчуга и хрусталя. На крестики навешивали драгоценные камни, дорогие пуговицы, кольца, перстни и многое другое.

Придворное платье обычно комбинировалось из нижней одежды, обычно парчовой, и верхней, с короткими рукавами, сшитой из бархата. Этот наряд называли ропа. Есще около полусотни лет рукава прикреплялись в пройме к корсету при помощи шнурков. Их можно было менять как перчатки.

Модными дополнениями туалета для незамужней девушки были нити с жемчугом, украшающие прическу, золотые и серебряные локоны, «девичьи венки» и букеты. Замужние женщины надевали чепчики, которые украшали вышивкой и кружевами.

В больших городах существовали так называемые «шмукирские магазины». В них можно было приобрести шляпы и береты. Перчатки тоже были предметом роскоши. Например, в Прагу в те времена их привозили из Парижа, Нидерландов, Рима, Милана, Генуи и Вероны. Стоили они очень дорого.

Мужская одежда тех времен напоминала костюм рыцаря – покорителя женщин и всего мира. Но средневековый рыцарь превратился кавалера. На смену средневековому панцирю из пластин пришло придворное платье из парчи, бархата и атласа. Но все-таки самые торжественные костюмы украшались декоративными пластинами. Куртка с подчеркнуто стройной талией, короткополая и подбитая ватой, до мельчайших подробностей похожа на латы.

Хотя эти куртки создавались для придворной службы, внешне они вполне отвечали боевым требованиям. Этот наряд дополняли жесткие воротники из кружева. Сначала их делали узкими, со второй половины века они становятся шире. Эти воротники были очень похожи на металлические нашейные пластины, защищающие шею. Наряд дополнялся короткими штанами, набитыми ватой, которые назывались «бракетт». По форме они очень напоминали латы.

В Чехии такие штаны носили вплоть до 1570 года. Они получи название «испанские подштанники». Дворяне, особенно молодежь, имели несколько пар таких штанов. В Чехии эту одежду дополняли плащ – накидки, которые назывались «мантпик».

В Испании такие плащи называли «боэмио». Именно поэтому существует предположение, что такой плащ происходит родом из Средней Европы, скорее всего, судя по его названию, из Чехии. Это был короткий, набрасывающийся на плечи плащ кругового кроя. Дворяне носили этот плащ скорее как знак принадлежности к определенному классу и как украшение. Мещанское сословие носило плащи подлиннее, в основном из сукна. Но и здесь встречаются упоминания о плащах, окаймленных панбархатом и им же украшенных спереди.

Из панбархата шили и обувь. Но к последней четверти XVI века почти исчезла обувь, сшитая из панбархата и атласа. Кожа почти полностью вытеснила эти материалы. В архивах встречаются упоминания как о «красных кожаных простых», так и о более дорогих туфлях. Но в конце XVI века еще встречаются туфли с мысами из велюра, расшитые, украшенные жемчугом, с розочками, пуговицами, пряжками, лентами и шнурками. Туфли замужней женщины обязательно должны были быть без каблуков.

Даже тогда, когда камзол испанского кавалера стал подбиваться валиками и ватой, он все равно сохранил ту манерную позу, к которой прежде принуждали латы. Шлем, пришедший из средневековья, сменился высокой шляпой с узкими полями, достаточно жесткой. Эту шляпу можно представить себе как цилиндр из бархата или кожи. Такая форма шляпы была модной во все времена.

Моду Испании можно почитать как самое совершенное, что было создано искусными мастерами периода маньеризма. Испанские костюмы украшали вышивальщицы и золотых дел мастера. В те времена испанский костюм походил на драгоценное изделие. Испанский «от кутюр» в те времена славился во всей Европе как прекрасный образец мастерства портных.