Стиль второго рококо (1840 – 1870)

Известный портной Леруа умер в 1829 году. И в этом же году в Париж приехал инженер Тимонье, которого в то время никто не знал. Впоследствии он изобрел швейную машину, которая произвела переворот в методах пошива одежды и коренным образов впоследствии изменила всю историю моды. В то время огромный размах приобрели специализированная торговля разнообразными модными аксессуарами и массовый пошив одежды.

В 1824 году в Париже открылся дом конфекции Ла Бель Жардиньер. 1833 год ознаменовался тем, что Терно, который до этого занимался производством тканей из кашемира, создал конфекционное предприятие, названное Ле Боном Ришар. 1839 год ознаменовался созданием известной скорняцкой фирмы Ревийон. В 1842 году в Англии появилась фирма Джона Редферна. Он занимался пошивом одежды для англичан. Известно, что в числе его заказчиц была сама королева Виктория. Именно тогда в Англии появилось слово кринолин.

Примерно в 1850 году кринолин принимает тот вид, в котором он известен сейчас. Он становится присборенной куполообразной юбкой. Форма этой юбки поддерживалась с помощью многочисленных нижних юбок.

Кринолин очень образно и мастерски описал Густав Флобер. «Её платье (это было летнее платье с четырьмя прекрасными воланами, желтое, с широкой юбкой, прилегающее у талии) расстилалось вокруг неё по полу и, как только она наклонилась, оно чуть-чуть заколыхалось, легко лежащая ткань очень красиво натянулась на её груди». Или такое описание. «Воздушное платье... опадало с двух сторон сиденья сплошными складками и едва не касалось земли».

Такое описание говорит о том, что платье было сшито из легкой ткани. И действительно в то время для пошива летних кринолинов использовали такие ткани, как тарлатан, муслин и другие. После 1852 года появились новые ткани. Они назывались ла газ кристал (la gaze cristal). Такие материалы ткались одновременно из двух нитей, различных по цвету. Это такие ткани, как сатин, парча, дамаск, переливчатые тафты. Но, прежде всего, это был шелк. Особенно славились лионские шелка. Тогда этот материал , можно сказать, обрел вторую славу. Из него шили вечерние, домашние и дорожные платья.

Примерно до 1856 года под верхнюю юбку надевали еще 6 нижних юбок. Это были юбки ручной работы, очень сложные в изготовлении. Шить их было очень трудно, и занимало это много времени. Так происходило потому, что швейные машины начали появляться в салонах Парижа примерно около 1850 года. Повсеместно же машины стали использоваться в этих салонах только с 1857 года.

В 1859 году появились искусственные кринолины. В них использовались эластичные стальные обручи, которые поддерживали легкий материал. Это не только коренным образом изменило внешний вид платья. Изменился и сам характер одежды. Многочисленные нижние юбки исчезли. Сам же кринолин стал изготовляться при помощи машин.

Иногда изобретение кринолина связывается с именем французской императрицы Евгении. Утверждают, что она начала использовать их во время беременности, которая имела место в 1855 – 1856 годах. Но, как известно, при любом изменении моды по этому поводу возникают анекдоты. Скорее всего, эта история относится к разряду именно таких анекдотов.

Как только юбка стала кринолином, произошли изменения во всей одежде. Рукава лифа, которые и раньше плотно облегали руку, стали еще уже. На самом лифе появилась широкая оборка около ворота. Эту оборку назвали «берте».

При помощи кринолина женщины стремились предстать как хорошие хозяйки, добрые матери и скромные госпожи. Но все-таки это было напускное. Для того, чтобы кринолин был женщине к лицу, его шили из достаточно дорогой ткани.

Вообще кринолины были созданы англичанином Чарльзом Фредериком Вортом. Позднее он стал пропагандировать искусственные кринолины. Этот англичанин в 1850 году перебрался из Лондона в Париж. Там он начал сотрудничать с швейной фирмой Гаглэн. В это время был организован первый концерн по изготовлению пальто и шалей. Тогда же модные изделия стали продаваться оптом. В торговле это произвело буквально революцию.

Но Ворт был не только поистине гениальным торговцем. Прежде всего, он был художником. Об этом говорит и его костюм, и весь внешний облик. Приехав в Париж, первое время он занимается рисованием. Затем он создает свое торговое предприятие, сначала очень небольшое. В этом ему очень помогает жена. Она наносит визиты дамам из высшего парижского общества и представляет им эскизы своего мужа.

Однажды она посетила Паулину Меттерних, жену австрийского посла. Прежде чем познакомится с эскизами Ворта, Паулина очень долго колебалась. Ведь тогда Ворт никому не был известен. Но эскизы ей очень понравились. Была заключена сделка на условиях, очень выгодных для жены посла. Она заказала сразу два платья. Условие было одно – они не должны быть дороже 600 франков. Это стало первым и последним случаем, когда у Ворта были заказаны дешевые платья. Кринолин очень понравился самой императрице. Ворт стал великим портным всего лишь за сутки. Он прекрасно почувствовал тенденции эпохи и вместе со знатными заказчицами ввел кринолины в моду.

С появлением кринолина появилось и значительно больше возможностей для того, чтобы принять «благородную» позу, а именно это было предписано церемониалом, как при королевском дворе Виктории, так и при дворе императрицы Евгении. При этом предписанная всем внешняя скромность сбыла соблюдена. От прошлого остались все признаки внешнего достоинства. Кроме того, ширина кринолина определяла дистанцию, так что и пуританские принципы были соблюдены. Кринолин как бы стал пьедесталом для бюста и головы. Дамы могли сами решать, каким движением можно раскачать кринолин и каким прикосновением приподнять его.

Эта мода стала типичной для второй империи. Ее воспринимали как символ господства женщины.

Из всего сказанного следует, что творцом моды второго рококо можно считать Чарлза Фредерика Ворта. Эту моду можно назвать интерьерной. И, конечно, такие наряды лучше всего подходили для балов. Ворт создавал практически все наряды, в которых дамы появлялись на балах второй империи. Это были и одинаковые наряды а ля Лафонтен и индивидуальные. Например, графиня Гастильон предстала на балу чертиком, герцогиня Морни – утренней звездой, а на графине Ротшильд был совершенно фантастический костюм из перьев. Понятно, что в это время существенно увеличилось производство шелка. Отдельные фирмы начали конкурировать.

Барт и императрица Евгения приложили в се усилия, чтобы возродить производство лионского шелка. Это составили мощную конкуренцию золотому и серебряному ламэ (lame). В те времена они были очень модны.

Понятно, что мода королевских и императорских дворов задавала тон. Все же остальные стремились ей подражать. На все балы, ярмарки, выставки, и даже на пляж мелкая буржуазия одевалась с тщательностью, достойной, куда лучшего применения.

Исчезли кринолины из моды резко – перед 1867 годом. Кринолин лучше всего отражает моду своего времени за счет того, что он воскресил моду времен первого рококо, но в современном варианте, изготовленном в промышленных масштабах.

 



 �енным образов впоследствии изменила всю историю моды. В то время огромный размах приобрели специализированная торговля разнообразными модными аксессуарами и массовый пошив одежды.

В 1824 году в Париже открылся дом конфекции Ла Бель Жардиньер. 1833 год ознаменовался тем, что Терно, который до этого занимался производством тканей из кашемира, создал конфекционное предприятие, названное Ле Боном Ришар. 1839 год ознаменовался созданием известной скорняцкой фирмы Ревийон. В 1842 году в Англии появилась фирма Джона Редферна. Он занимался пошивом одежды для англичан. Известно, что в числе его заказчиц была сама королева Виктория. Именно тогда в Англии появилось слово кринолин.

Примерно в 1850 году кринолин принимает тот вид, в котором он известен сейчас. Он становится присборенной куполообразной юбкой. Форма этой юбки поддерживалась с помощью многочисленных нижних юбок.

Кринолин очень образно и мастерски описал Густав Флобер. «Её платье (это было летнее платье с четырьмя прекрасными воланами, желтое, с широкой юбкой, прилегающее у талии) расстилалось вокруг неё по полу и, как только она наклонилась, оно чуть-чуть заколыхалось, легко лежащая ткань очень красиво натянулась на её груди». Или такое описание. «Воздушное платье... опадало с двух сторон сиденья сплошными складками и едва не касалось земли».

Такое описание говорит о том, что платье было сшито из легкой ткани. И действительно в то время для пошива летних кринолинов использовали такие ткани, как тарлатан, муслин и другие. После 1852 года появились новые ткани. Они назывались ла газ кристал (la gaze cristal). Такие материалы ткались одновременно из двух нитей, различных по цвету. Это такие ткани, как сатин, парча, дамаск, переливчатые тафты. Но, прежде всего, это был шелк. Особенно славились лионские шелка. Тогда этот материал , можно сказать, обрел вторую славу. Из него шили вечерние, домашние и дорожные платья.

Примерно до 1856 года под верхнюю юбку надевали еще 6 нижних юбок. Это были юбки ручной работы, очень сложные в изготовлении. Шить их было очень трудно, и занимало это много времени. Так происходило потому, что швейные машины начали появляться в салонах Парижа примерно около 1850 года. Повсеместно же машины стали использоваться в этих салонах только с 1857 года.

В 1859 году появились искусственные кринолины. В них использовались эластичные стальные обручи, которые поддерживали легкий материал. Это не только коренным образом изменило внешний вид платья. Изменился и сам характер одежды. Многочисленные нижние юбки исчезли. Сам же кринолин стал изготовляться при помощи машин.

Иногда изобретение кринолина связывается с именем французской императрицы Евгении. Утверждают, что она начала использовать их во время беременности, которая имела место в 1855 – 1856 годах. Но, как известно, при любом изменении моды по этому поводу возникают анекдоты. Скорее всего, эта история относится к разряду именно таких анекдотов.

Как только юбка стала кринолином, произошли изменения во всей одежде. Рукава лифа, которые и раньше плотно облегали руку, стали еще уже. На самом лифе появилась широкая оборка около ворота. Эту оборку назвали «берте».

При помощи кринолина женщины стремились предстать как хорошие хозяйки, добрые матери и скромные госпожи. Но все-таки это было напускное. Для того, чтобы кринолин был женщине к лицу, его шили из достаточно дорогой ткани.

Вообще кринолины были созданы англичанином Чарльзом Фредериком Вортом. Позднее он стал пропагандировать искусственные кринолины. Этот англичанин в 1850 году перебрался из Лондона в Париж. Там он начал сотрудничать с швейной фирмой Гаглэн. В это время был организован первый концерн по изготовлению пальто и шалей. Тогда же модные изделия стали продаваться оптом. В торговле это произвело буквально революцию.

Но Ворт был не только поистине гениальным торговцем. Прежде всего, он был художником. Об этом говорит и его костюм, и весь внешний облик. Приехав в Париж, первое время он занимается рисованием. Затем он создает свое торговое предприятие, сначала очень небольшое. В этом ему очень помогает жена. Она наносит визиты дамам из высшего парижского общества и представляет им эскизы своего мужа.

Однажды она посетила Паулину Меттерних, жену австрийского посла. Прежде чем познакомится с эскизами Ворта, Паулина очень долго колебалась. Ведь тогда Ворт никому не был известен. Но эскизы ей очень понравились. Была заключена сделка на условиях, очень выгодных для жены посла. Она заказала сразу два платья. Условие было одно – они не должны быть дороже 600 франков. Это стало первым и последним случаем, когда у Ворта были заказаны дешевые платья. Кринолин очень понравился самой императрице. Ворт стал великим портным всего лишь за сутки. Он прекрасно почувствовал тенденции эпохи и вместе со знатными заказчицами ввел кринолины в моду.

С появлением кринолина появилось и значительно больше возможностей для того, чтобы принять «благородную» позу, а именно это было предписано церемониалом, как при королевском дворе Виктории, так и при дворе императрицы Евгении. При этом предписанная всем внешняя скромность сбыла соблюдена. От прошлого остались все признаки внешнего достоинства. Кроме того, ширина кринолина определяла дистанцию, так что и пуританские принципы были соблюдены. Кринолин как бы стал пьедесталом для бюста и головы. Дамы могли сами решать, каким движением можно раскачать кринолин и каким прикосновением приподнять его.

Эта мода стала типичной для второй империи. Ее воспринимали как символ господства женщины.

Из всего сказанного следует, что творцом моды второго рококо можно считать Чарлза Фредерика Ворта. Эту моду можно назвать интерьерной. И, конечно, такие наряды лучше всего подходили для балов. Ворт создавал практически все наряды, в которых дамы появлялись на балах второй империи. Это были и одинаковые наряды а ля Лафонтен и индивидуальные. Например, графиня Гастильон предстала на балу чертиком, герцогиня Морни – утренней звездой, а на графине Ротшильд был совершенно фантастический костюм из перьев. Понятно, что в это время существенно увеличилось производство шелка. Отдельные фирмы начали конкурировать.

Барт и императрица Евгения приложили в се усилия, чтобы возродить производство лионского шелка. Это составили мощную конкуренцию золотому и серебряному ламэ (lame). В те времена они были очень модны.

Понятно, что мода королевских и императорских дворов задавала тон. Все же остальные стремились ей подражать. На все балы, ярмарки, выставки, и даже на пляж мелкая буржуазия одевалась с тщательностью, достойной, куда лучшего применения.

Исчезли кринолины из моды резко – перед 1867 годом. Кринолин лучше всего отражает моду своего времени за счет того, что он воскресил моду времен первого рококо, но в современном варианте, изготовленном в промышленных масштабах.