Мода эпохи Реформации

В XVI веке мода Центральной Европы развивается совсем не в тех условиях, что в Италии. Кроме того, в каждой стране развитие идет своим путем. В том время существовал анекдот о неком художнике эпохи Ренессанса, который написал портрет немца, одетого по немецкой моде, испанца – в наряде, который носили при дворе Габсбургов и итальянца, одетого в соответствии с модой Италии. Все было хорошо, пока его не попросили написать портрет француз. Он долго думал и решил изобразить его обнаженным. Художник боялся, что пока он пишет портрет, мода устареет. Поэтому он нарисовал портрет с парой ножниц и куском материи.

Скорее всего, ножницы являлись как бы символом того времени Дело в том, что в XVI веке по всей Европе прокатилась волна моды на «разрезные платья». Вполне можно допустить, что ножницы намекали именно на то, что в те времена костюмы украшали «разрезами».

В те времена одежда изготавливалась из двух видов материи. Верхнее платье шили из более жесткой ткани, которая придавала костюму основной силуэт и фасон. Нижнее белье шили из шелковых тканей контрастного цвета. Это белье было видно через разнообразные разрезы верхней одежды.

В период Ренессанса разрезы делали только на рукавах платья. Но постепенно разрезы стали появляться и на других частях туалета. Особенно эта мода широко распространилась в Швейцарии и Германии, которые в те времена играли в моде главенствующую роль.

Разрезы начали появляться на плаще, штанах, на всей поверхности верхней куртки и даже на башмаках и перчатках. За счет них силуэт мужского костюма обрел новую форму. Он становится более грубым и объемным. Верхняя часть – туловище тала составлять основную его часть.

Новый контур мужской фигуры появился, прежде всего, за счет использования короткого плаща. В Чехии его называли шуба, в Германии – шаубе. Прародителем такой одежды можно считать итальянский тапперт. Такие плащи появляются в Италии в конце XIV века. Их называют джубба.

Такие плащи часто шили из парчи, иногда подпоясывали. Если сравнить такой плащ с некрасивой чешской шубой, которые использовались исключительно для тепла, плащи Италии были очень элегантны.

В Чехии в конце XV и в XVI веке, та же, как и в Италии, шубы шьют из парчи. Она сильно расклешена. Подкладка делается не из меха, а из дорогой ткани. Но начиная со второй половины XVI века в Чехии шуба выходит из моды. Ее носили судьи и королевские представители. Кроме того, она была предписана тем, кто представал перед судом.

Шуба была достаточно короткая. Она открывал штаны, которые повсеместно называли плундры (шаравоны). Этот вид одежды был наиболее распространен среди швейцарских солдат и немецких ландскнехтов. В XVI веке в Чехии эти штаны очень часто запрещали, поскольку считали их слишком эксцентричными.

Костюм времен Реформации, сам по себе достаточно дорогой, дополнялся разнообразными беретами. Очень часто они были украшены перьями. Дворяне очень ценили такие головные уборы. Мода на них распространилась очень широко.

В женской одежде просматриваются те же тенденции, что и в мужской. Но здесь они приобретают несколько гротескный вид. Рукав женского платья, который был первоначально разрезан функционально, стал напоминать кеглю. Он стал самой заметной частью наряда.

Лиф платья богато украшается вышивкой, драгоценностями и цепями. Очень часто его дополняет жесткий золотой воротник, насколько напоминающий ошейник. Его называют «саксонский воротник». Нижнее белье становится просвечивающим.

В те времена мода Европы содержит в себе значительно больше элементов средневековья, чем мода Италии. Прежде всего, это проявляется в эксцентричности и пестроте деталей, стилизации платья и его деформации. Позднее все эти тенденции махровым цветом расцветут в моде Испании.

Развитию такого стиля в одежде очень способствовали прически, которые в те времена богато украшались косами. Косы входят в моду в первой четверти века, особенно в Германии. Именно там длинные и толстые косы пришли на смену тоненьким косичкам периода готики.

Если в готический период голову закутывали покрывалом, то в эпоху Реформации дамы из высших слоев общества стали покрывать голову тоненькими сеточками. В Чехии XVI века их изготавливали из золота, серебра и заменителей. Стоили такие украшения очень дорого и были доступны только состоятельным людям.

Борцы за нравственность на некоторое время успокоились. Теперь они с искренним ужасом вспоминали остроконечные капюшоны, узкие и короткие мужские костюмы и остроносые башмаки. Больше всего они радовались тому, что женщины избавились от дорогих мехов и разнообразных покрывал, которыми закрывали голову.

В домашней обстановке женщины снимали с себя «ходячую юбку» - плащ. Под ним женщины носили платье, которое разделялось на лиф и юбку. Через лиф можно было увидеть белую вставку нижней рубашки. В те времена таких рубашек у чехов было очень мало. Известен случай, когда пражская мещанка Марта Пескова получила в наследство всего лишь одну рубашку. Этот случай датируется 1520 годом. Еще одна жительница Праги хвалилась, что у нее имеется целых три рубашки! Рубашек становится больше, только начиная со второй половины XVI века. Но и в те времена их еще очень мало. В 1582 году умер дворянин Зикмунд Фрейлих из Фрейденфельса. Оказалось, что, хотя в его собственности было четыре дома, но рубашек в его наследстве оказалось всего восемь.

Впечатления и сообщения иностранцев, побывавших в Праге, так же свидетельствуют о том, что чешская мода в те времена была более чем скромной. О чешской женщине из народа конца XVI века современники говорят так: «На ней надета суконная грубая одежда. Кое-где эта одежда украшена шелковой тесьмой. Сверху надет платок и короткий плащ из меха. Нижняя одежда из шерсти, юбка присборена. На ней нет башмаков. Он носит только сапоги или деревянную обувь. Вся голова замотана белым шарфом, поверх него надета обычная грубая шляпа из шерсти. Открыто только лицо.